Описание и технические характеристика мотокультиватора «Тарпан»

27.01.2020 Новости

Содержание

Увидеть в селе или частном секторе самоходную технику, внешне напоминающую переднюю часть трактора, давно уже не диковинка. Тяговитый механизм помогает фермеру в обработке земли, выращивании овощей, заготовке сена и перемещении грузов. Мотокультиватор «Тарпан» отлично справляется с основными агротехническими работами на участке. Огородникам, которые не знакомы с техникой, но задумываются о её покупке, будут полезны отзывы пользователей и владельцев с описанием преимуществ и недостатков, обзор модельного ряда, технические характеристики аппаратов и их цена.

Особенности

Собирают малую сельхозтехнику на крупном российском предприятии «Туламашзавод» (ТМЗ). В этот холдинг входят более 20 производственных компаний, занимающихся выпуском продукции гражданского и военного назначения. Непосредственная сборка происходит на дочернем предприятии «Туламаш-Тарпан», которое занимается изготовлением малой аграрной техники.

Лёгкие культиваторы «Тарпан» оснащают бензиновыми двигателями американского, японского, российского производства. Все они имеют примерно похожие характеристики и компоновку. Однако мощность мотора марки Briggs & Stratton Quantum, производимого в США, несколько больше остальных – 6 л. с. Особенности аппарата:

  1. Долговечный червячный редуктор. Точность изготовления деталей, качество сборки и подобранные материалы обусловили высокую надёжность узла.
  2. Регулируемая глубина вспашки. В зависимости от положения опорного рычага, можно установить величину обработки в пределах от 16 до 25 см.
  3. Настраиваемая ширина культивирования. Нужный размер получают установкой определённого количества позвофрез.
  4. Модульная конструкция. Разборка агрегата на крупные узлы позволяет перевозить его в багажнике автомобиля.

Описание конструкции

В основе аппарата лежит бензиновый двигатель. В зависимости от модели последнего, мощность мотора бывает от 4 до 6 л. с. Больший крутящий момент развивает силовой агрегат американского производителя. В такой модификации бензокультиватором можно обрабатывать целинные земли. Культиватор не имеет силовой рамы, сваренной из металлических профилей. Все вспомогательные компоненты и органы управления крепят непосредственно к корпусу двигателя. Применение такой конструкции позволило снизить общий вес аппарата, что облегчает его доставку к месту проведения работ.

К сведению!
Целину обрабатывают за несколько проходов. Первым обязательно будет подрезание пластов земли плугом, затем культивирование почвофрезами.

Лёгкие мотокультиваторы «Тарпан» состоят из двух частей (энергоблока, исполнительного механизма), которые можно разъединить, а потом быстро собрать. Между собой они скреплены откидными болтами. Энергоблок состоит из двигателя, стыковочного узла, сцепления, рулевого управления. Основной компонент исполнительного блока – червячный редуктор. На корпусе последнего выполнены приливы для крепления узла сочленения с навесным оборудованием.

Достоинства и недостатки

Под брендом «Тарпан», культиватор выпускают уже более 25 лет. Однако первые модели, сошедшие с конвейера, были не очень надёжные. Пользователи постоянно обращались в сервисные центры за гарантийным ремонтом и от производства планировали отказаться. Но обновление материально-технической базы завода и совершенствование технологии сборки позволило наладить выпуск качественных аппаратов для обработки земли. Среди преимуществ выделяют:

  1. Модульную конструкцию. Аппарат легко разобрать, транспортировать, обслуживать.
  2. Возможность установки силового блока на вспомогательное оборудование (косилки, сеялки, снегоуборщики).
  3. Центробежное сцепление. Автоматическое включение привода при наборе двигателем высоких оборотов позволяет работать аппаратом плавно, без рывков, что снижает динамическую нагрузку на оператора.

Кроме положительных сторон облегчённой и упрощённой конструкции, аппарат имеет ряд отрицательных. Недостатки культиваторов:

  1. Отсутствие полноценной трансмиссии. Сельхозагрегаты имеют только одну скорость для движения вперёд. Невозможность самоходного перемещения назад сильно усложняет работу на маленьких участках и плотно засаженных грядках.
  2. Вертикальное расположение мотора усложняет замену масла. При интенсивном использовании аппарата выполнять процедуру приходится несколько раз в сезон, а для этого необходимо демонтировать сцепление.
  3. Конструкция фрез способствует наматыванию на них стеблей растений и их корней.

Модельный ряд, характеристики

Семейство основных моделей мотокультиваторов основано на базовой конструкции «ТМЗ-МК-03». У них схожая компоновка, но разные силовые агрегаты. Основные параметры культиваторов приведены ниже.

Таблица. Технические характеристики «ТМЗ-МК-03»

Наименование Значение
Двигатель, мощность, л. с. Kohler (XT775) 5,5; Briggs & Stratton (675EXi) 6; «Тарпан» (173) 5
Часовой расход топлива, л 1,1
Масса, кг 45
Производительность, га/час 0,06
Диаметр фрез, мм 320
Диапазон рабочих температур, °C 5-40
Количество передач (вперед/назад) 1/-
Цена, руб. 22500 — 25000
К сведению!
Мотоблоки «Тарпан» с двигателем Briggs 675EXi выпускались в ранних модификациях сельхозтехники. В более поздних моделях их заменили на японские аналоги.
мотокультиватор "тарпан"

Завод, кроме простых аппаратов, ещё выпускает обособленную линейку техники – «ТМЗ-МК-03-02». Отличие от основной серии – горизонтальное размещение силового агрегата и вариативная коробка скоростей, позволяющая перемещаться вперёд и назад. Такая компоновка существенно облегчила обработку земли на ограниченных участках.

Таблица. Технические параметры «ТМЗ-МК-03-02»

Наименование Значение
Двигатель, мощность, л. с. Briggs & Stratton (RS950) 6,5
Часовой расход топлива, л 1,1
Масса, кг 55
Производительность, га/час 0,06
Диаметр фрез, мм 320
Диапазон рабочих температур, °C 5 – 40
Количество передач (вперед/назад) 1/1
Цена, руб. 25750

Дополнительное оборудование

Чтобы расширить возможности и функционал культиватора, огородники применяют дополнительные комплекты навесных инструментов. Последние нужны для обработки земли, при окучивании, посадке или выкапывании картофеля, стрижки газонов. Фирменное навесное оборудование для культиватора «Тарпан» продаётся в официальных представительствах производителя. Кроме того, универсальное сцепное устройство позволяет сопрягать аппарат с аналогичными инструментами, изготовленными для схожей техники.

Почвофреза

Землеобрабатывающий инструмент, предназначенный для рыхления и культивирования почвы. Фрезу также применяют при перемешивании минеральных удобрений с грунтом на сельскохозяйственных угодьях и в овощеводстве для насыщения его питательными микроэлементами. Производитель поставляет в комплекте с мотокультиватором 4 фрезы. Их попарно устанавливают на выходной вал червячного редуктора. Такая компоновка позволяет обрабатывать полоску земли шириной 65 см. Кроме того, в конструкции аппарата предусмотрено крепление ещё 2 фрез (по одной с каждой стороны). В этом случае ширина обработки достигает 1 м.

Плуг

Важный элемент в агротехнических работах – вспашка целинных земель. Обработать их почвофрезами не представляется возможным. Вращающиеся ножи быстро забиваются остатками растений и комьями грязи. Кроме того, при малом весе аппарата не получится углубиться в землю, а оператору приходится бегать за культиватором. Плуг, напротив, подрезает пласт земли и переворачивает его. Такая обработка позволяет правильно подготовить земельные угодья к будущим посевам, вспахать уплотнённый грунт и внести удобрения.

К сведению!
Огородники предпочитают пользоваться разборным плугом. Комбинированная компоновка позволяет сделать режущую часть из более прочного металла и менять её по мере истирания.

Косилки и грабли

Сама по себе конструкция культиватора не предполагает установки на неё приспособлений для покоса травы. Косилки от сторонних производителей предусматривают, что у аппарата есть вал отбора мощности. Однако ничего подобного у лёгкого «Тарпана» нет. Но модульная конструкция позволяет сопрягать приводной блок с другими механизмами. Так работает роторная косилка «Струна» от фирменного производителя. Согласно техническим данным, тандем способен справиться с покосом как молодой травы на газонах, так и с расчисткой земельного надела от высоких сорняков. Чтобы собрать сено, фермеры применяют прицепные грабли, которые устанавливают в задний стыковочный узел.

Картофелекопалка и картофелесажалка

Трудно представить фермерское хозяйство без картофеля. Этой культуре всегда найдётся место на грядках. Для посадки клубней на большой площади огородники применяют картофелесажалки. Этот механизм одновременно выполняет ряд операций: формирует борозду, равномерно раскладывает клубни в углублениях и закапывает канавку. Распределительный механизм, который периодически подаёт посадочный материал, приводится в действие от пары колёс.

Читайте также

Как правильно собрать фрезы для мотоблока и надо ли их затачивать

Почвофреза для мотоблока – одна из главных составных частей. С её помощью культиватор выполняет свои основные функции:…

Чтобы выкопать созревший клубень, фермеры применяют картофелекопалки. Самая простая конструкция представляет собой округлый лемех с приваренными к нему металлическими направляющими. Режущая плоскость взрыхляет почву, а клубни, скатываясь по задней части, остаются на поверхности земли. Более сложные копалки имеют подвижные механизмы, которые очищают клубни от налипших комьев грунта и перемещают картофель в накопительный бункер. Однако такие модели используют вал отбора мощности, чтобы приводить в движение рабочие узлы. Агрегация с лёгкими культиваторами в этом случае невозможна.

Окучники

При выращивании картофеля огороднику приходится несколько раз окучивать растения. Процедура необходима для лучшего развития боковых побегов, формирования большего количества клубней, обеспечения свободного доступа к корням воздуха и сохранения влаги. С аппаратом сопрягают 2 типа окучников: плужковый или дисковый. Первый делают в виде двустороннего плуга, который подрезает землю в центре, а затем отбрасывает её в стороны. Дисковый окучник имеет рамную конструкцию с закреплёнными на ней округлыми пластинами. При движении культиватора грунт с боков увлекается рабочими поверхностями и направляется к центру, формируя земляной гребень.

К сведению!
Плужковый окучник обрабатывает грядку только с одной стороны, а значит, чтобы сформировать правильный вал, процедуру выполняют с двух заходов. Дисковая конструкция лишена такого недостатка и окучивает грядку сразу.

Снегоуборщики

Самоходная техника может стать замечательным «помощником» при расчистке снега. Морозные зимы, как правило, приносят обилие осадков, уборка которых на дачах или в сельской местности требует больших физических затрат. Чтобы культиватор расчищал снег, на него крепят специальный отвал. Его устанавливают в сцепку под углом к оси аппарата, на приводной вал монтируют грунтозацепы, а силовой блок разворачивают на 180°. В этом случае оператор, находясь сзади, будет расчищать снег впереди себя.

Колёса, грунтозацепы

В штатной комплектации аппарата «Тарпан» поставляют с пневматическими колёсами. Они необходимы для перемещения техники по дороге и доставке её к месту проведения работ. Однако при выполнении некоторых агротехнических мероприятий сцепления резинового протектора с грунтом бывает недостаточно. Справиться с увеличением тяговой нагрузки помогают специальные грунтозацепы. Их делают из металла, а на внешней стороне обода размещают стальные лопатки, которые, врываясь в землю, не дают каткам пробуксовывать.

Гусеницы

Ещё один комплект дополнительного оборудования, необходимый для увеличения сцепления аппарата с поверхностью земли. Механизм с гусеничным приводом можно использовать круглый год, а его эксплуатация оправдана при следующем:

  1. Агротехнических работах на заболоченных участках или на уплотнённых грунтах.
  2. Уборке территории от снега при установке на культиватор отвала.
  3. Перемещение грузов по труднопроходимой местности.
  4. Использование аппарата зимой в качестве средства передвижения.

Утяжелители

Малый вес культиватора является не только его преимуществом, но и в ряде случаев минусом. Недостаточная масса приводит к тому, что колёса не могут сдвинуть аппарат с места при значительной нагрузке на сцепном механизме. Как правило, это происходит при обработке целины, перемещении зимой по скользкой поверхности, передвижении с гружённым прицепом. Справиться с ситуацией помогают утяжелители – стальные диски, закреплённые на приводном валу. Их размер, как и масса, зависит от характера выполняемых работ. Завод-изготовитель не выпускает фирменные утяжелители, владельцы лёгких мотоблоков применяют их от сторонних производителей либо делают самостоятельно.

Прицеп

Избыточная мощность мотора и надёжный редуктор главного хода обусловили применение культиватора для перемещения грузов. Аппарат дополнительно оснащают тележкой, которую закрепляют в сцепном узле. Для удобства пользователя прицеп оборудован сидением, резиновыми колёсами, дисковыми тормозами и откидным задним бортом. Грузоподъёмность тележки составляет 350 кг, а перевозить на ней можно грузы любой направленности: строительный мусор, растительные остатки или собранный урожай.

К сведению!
Пользователи предпочитают работать с прицепами, у которых откидываются борта. Такая конструкция облегчает погрузку/выгрузку, а также позволяет перемещать негабаритные предметы.

Адаптер

При больших объёмах агротехнических работ оператор может испытывать усталость от постоянного пребывания на ногах. Облегчить труд фермера призвана специальная приставка с сиденьем и возможностью крепления на несущей раме навесного оборудования. Оператор, применяя адаптер, получает полноценный самоходный аппарат, который с лёгкостью выполняет весь ряд огородных работ. Существенный недостаток такого тандема – затруднённое маневрирование на ограниченном пространстве либо среди плотных посадок растений.

Руководство по эксплуатации

Если фермер впервые пользуется самоходной техникой для работы на земельном участке, ему необходимо ознакомиться с принципами функционирования аппарата. Кроме того, стоит изучить порядок сборки основных узлов и правила обслуживания, эксплуатации. Вся необходимая информация представлена в сопроводительной документации на изделие, поставляемой в комплекте с ним. К тому же в случае порчи бумажного экземпляра, инструкцию по эксплуатации можно скачать из интернета, где она находится в открытом доступе. В прилагаемой документации обязательно будут сведения о том, как в первый раз запустить мотор и обкатать культиватор, как его обслуживать и ремонтировать в дальнейшем.

Подготовка к работе

Только что купленный культиватор находится в состоянии поставки. Он разобран на составные узлы, а детали подвергнуты консервации, чтобы исключить коррозии металлических поверхностей. Если в магазине не была произведена сборка аппарата с пробным запуском мотора, сделать это придётся оператору по месту эксплуатации сельхозтехники.

Расконсервация

Прежде всего, распаковывают все узлы, складывая их на чистой поверхности. С металлических деталей снимают защитную плёнку либо промасленную бумагу. Затем участки с нанесённой на них консистентной смазкой протирают чистой сухой ветошью. Свечу зажигания выкручивают из головки блока цилиндров, промывают в бензине и высушивают. Чтобы удалить консервационную смазку из двигателя, несколько раз проворачивают коленвал ручным пусковым устройством. При этом высоковольтный свечной провод необходимо прижать к массе, чтобы не повредить катушку зажигания.

Сборка

После удаления заводской смазки, приступают к окончательной сборке. В первую очередь устанавливают пневматические колёса или позвофрезы на выходной вал червячного редуктора. Детали закрепляют при помощи пальцев со шплинтами, входящих в комплект поставки. Затем устанавливают регулятор глубины в сцепной механизм. Когда приводной блок собран, к нему крепят мотор со сцеплением. Между собой узлы скрепляют двумя откидными болтами.

двигатель
К сведению!
Фрезы-культиваторы устанавливают на выходной вал привода таким образом, чтобы острия ножей были направлены в сторону движения вперед. При этом учитывают, что левая и правая конструкция отличаются друг от друга.

Завершающий этап сборки – установка руля. Он крепится к приливу, выполненному на корпусе сухого сцепления, четырьмя болтами. Отпуская прижимную гайку, регулируют положение рукояток, подгоняя их высоту под рост оператора. После сборки соединяют тросик акселератора с дроссельной заслонкой карбюратора и выполняют коммутацию выключателя зажигания. Перед первым использованием проверяют как закручены все болтовые соединения и отсутствие потёков рабочих жидкостей.

Подготовка двигателя к работе

Мотор очищают от заводской смазки, насухо протирают поверхности, которые нагреваются при работе. Скопление на них горючих веществ приводит к образованию дыма в первые минуты после пуска. Через заливочную горловину вливают 600 мл масла, указанного в руководстве по эксплуатации двигателя. Уровень жидкости регулируют по отметкам на специальном жезле, закреплённом на пробке. Постепенно вливая масло, добиваются, чтобы пятно на щупе располагалось в средней зоне. Не допускается недолив смазки или переполнение картера.

Читайте также

Как правильно обкатать мотоблок: особенности дизельного и бензинового двигателя

Покупка новой садово-огородной техники событие радостное, но ответственное. Сначала необходимо потратить время на…

В топливный бак заливают бензин марки, рекомендованной производителем. Для заправки желательно использовать автомобильную лейку с установленной в ней мелкоячеистой сеткой, которая не допустит попадания в топливную систему грязи и воды. Не стоит заправлять бак под завязку, нужно оставить воздушную прослойку 1-1,5 см между бензином и верхней кромкой ёмкости для расширения горючей жидкости при нагреве. Для 4-тактного двигателя смешивать топливо с маслом запрещено.

Обкатка

Самый первый и главный процесс перед запуском техники в эксплуатацию – обкатка двигателя и самого мотоблока. Это поможет продлить срок службы техники, проверить работоспособность всей системы и снизить количество сбоев при высокой нагрузке. Необходимость процедуры обусловлена прирабатыванием трущихся поверхностей друг к другу.

После изготовления на деталях остаются микронеровности, которые затираются при минимальных нагрузках. Если в первый период работы полностью нагрузить культиватор, произойдёт образование глубоких задиров на контактных поверхностях. Такие дефекты в дальнейшем приведут к разрушению тяжело нагруженных узлов. Производитель рекомендует выполнить обкатку в первые 12 моточасов работы. В это время обработку почвы проводят на треть или в половину фрезы с периодическими переводами двигателя на холостые обороты.

К сведению!
После обкатки желательно поменять масло в моторе и редукторе. В смазке может быть металлическая стружка, образовавшаяся в процессе притирания рабочих поверхностей.

Техническое обслуживание

Сложная бензиновая техника нуждается в своевременном техническом обслуживании и уходе. Невыполнение рекомендаций производителя приводит к частым отказам либо поломкам узлов, при которых необходима замена составных. Если культиватор эксплуатируют в тяжёлых условиях, техобслуживание проводят чаще установленных сроков. Кроме того, внимание уделяют постановке аппарата на длительное хранение зимой и первому запуску после простоя.

Периодичность обслуживания

Производитель устанавливает сроки проведения регламентных работ, при наступлении которых необходимо выполнить предписанные мероприятия. Периодичность обслуживания:

  1. После обкатки – смена масла в двигателе и редукторе.
  2. Каждые 5 ч. или после работы – очистка культиватора от грязи, растений, пыли. Контроль герметичности топливной системы, двигателя, редуктора, проверка уровня масла и момента затяжки болтовых соединений.
  3. Каждые 25 ч. или раз в сезон – осмотр сцепления, его очистка, настройка, промывка от пыли воздушного фильтра.
  4. Через 100 ч., раз в год после зимнего хранения – замена масла в моторе и редукторе, смазка приводных механизмов, регулировка карбюратора.

Уход за культиватором

Поддерживать мотоинструмент необходимо в чистоте. Периодическая очистка улучшает условия работы двигателя, позволяет своевременно заметить свежие потёки смазки либо обнаружить ослабленное болтовое соединение. Согласно рекомендациям фирмы-изготовителя, мойку выполняют в конце работы, а через каждые 5 моточасов или по мере накопления счищают налипшую грязь и остатки растительности. При использовании воды под напором необходимо следить, чтобы жидкость не попала внутрь мотора. После мойки аппарат сушат на открытом воздухе, затем загоняют на хранение в сарай или гараж.

Регулировка и смазка

Во время эксплуатации культиватора происходит постепенное изменение заводских и пользовательских настроек. Периодически выполняют регулировку привода дроссельной заслонки, карбюратора, системы газораспределения и зажигания. В сопроводительной документации на мотокультиватор, а также на его составные части указаны необходимые настроечные параметры, места, где расположены механизмы воздействия.

Устранение неисправностей

Пользователь может столкнуться с некоторыми трудностями при эксплуатации бензокультиватора. Неисправность может быть следствием интенсивного применения, заводского брака и даже длительного простоя. Для безаварийной эксплуатации периодически меняют расходные компоненты и материалы. Отказы бывают простые, которые пользователь способен устранить сам, и более сложные. В таких случаях ремонт техники будет невозможен без помощи специалиста.

К сведению!
Как правило, перебои в работе техники наблюдаются после длительного простоя. Связано это с ненадлежащей консервацией для зимнего хранения и деградацией деталей при нахождении на морозе.

Двигатель не запускается

Из-за сезонности применения культиватора о нём вспоминают, когда необходимо подготовить грядки к весенним посадкам. Часто после длительного хранения мотор невозможно запустить. Происходит это по ряду причин:

  1. Неисправна система зажигания. Часто проблемы с запуском двигателя возникают из-за повреждения свечи воспламенения. Отказ происходит по причине засорения электродов нагаром либо чрезмерном увлажнении топливом. Кроме того, может произойти деформация электродов, их замыкание. В этом случае извлекают свечу из корпуса, очищают от нагара и проверяют работоспособность. Если деталь неисправна, её меняют на новую.
  2. Нарушена регулировка зазора между клапанами и толкателями. Чрезмерная выработка компонентов системы газораспределения приводит к снижению компрессии в цилиндре двигателя, что, в свою очередь, не позволяет мотору запуститься. Как отрегулировать зазоры указано в руководстве по эксплуатации двигателя, установленного на культиваторе.
  3. Прекращение подачи бензина. Отказ происходит из-за засорения топливопровода, фильтров, карбюратора. Если топливо не подаётся, производят полную очистку системы.
Читайте также

Правильная настройка и регулировка карбюратора мотоблока

Номинальная мощность двигателя внутреннего сгорания (ДВС) достигается при оптимальном составе топливной смеси. За…

Мотор не развивает мощность

Даже исправная, на первый взгляд, техника может не работать. Происходит это из-за неполадок в самом моторе. Причин этому может быть несколько:

  1. Засорение воздушного фильтра. Нехватка воздуха для правильного формирования горючей смеси снижает мощность силового агрегата. При появлении провалов в работе мотора фильтр извлекают из корпуса, промывают под проточной водой либо меняют на новый.
  2. Неправильная регулировка карбюратора. Если дозирующее устройство подвергалось ревизии, при разборке могли быть сбиты его настройки. Контроль необходимых зазоров и уровней проводят согласно прилагаемой документации к двигателю.
  3. Нарушение в работе системы зажигания. Когда в работе мотора наблюдают провалы или повышенную вибрацию, стоит проверить правильность настройки системы воспламенения топлива. Как правило, для бензинового двигателя угол опережения зажигания устанавливают в пределах поворота коленвала в 3-5° от нахождения поршня в верхней мёртвой точке при такте сжатия.
К сведению!
Хлопки в выхлопной трубе свидетельствуют о полном сгорании топлива. В этом случае выполняют точную регулировку зажигания либо устанавливают более ранние углы зажигания.

Главный привод не вращается

Если двигатель всё же удалось настроить и завести, а культиватор остаётся неподвижен, возможно, что неисправен червячный редуктор либо механизм сцепления. В первом случае при увеличении оборотов будут наблюдаться характерный скрежет в передаче и периодические рывки выходного вала. Неисправность устраняют путём замены червяка и ответного колеса. При отказе сцепления в узле меняют фрикционные накладки либо стяжные пружины.

Отзывы пользователей

Алексей, 35 лет:

«Пользуюсь аппаратом уже 4 года. По сравнению с другими аналогами у него есть избыток лошадиных сил. Однако на стоимость модели это никак не влияет, а огород обработать можно значительно быстрей. Со своей работой справляется на ура, небольшой расход бензина и масла, американский движок заправляю обычным 92. Только один нюанс – топливо нужно сливать перед длительным хранением, иначе весной будет глохнуть. В первый год после зимы я измучился заводить мотор».

Сергей, 58 лет:

«Купил 3 года назад. В магазине он был собранный, мне пришлось только снять руль, чтобы он поместился в багажнике. Удобный и функциональный. Если пахать подготовленную почву, то идёт, как по маслу. Но при обработке целины возникают трудности: может глохнуть мотор. Сам мотоблок постоянно норовит вырваться из-под земли, и удержание его требует больших физических затрат».

Запас мощности, качественные материалы и надёжная сборка позволяют использовать культиватор «Тарпан» для выполнения агротехнических работ. Кроме того, купив некоторые приспособления, пользователь существенно облегчит посадку и уход за грядками, сэкономит время и силы при работе на садовом участке.

Логотип сайта Садовый инструмент

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются

Adblock
detector